Крупнейшая сеть Сибирского федерального округа
Крупнейшая сеть супермаркетов Сибирского федерального округа внедрила кассы самообслуживания в свои магазины. Такой шаг был принят для того, чтобы сделать торговые площадки современными, ускорить и улучшить качество обслуживания, а также создать удобные условия для покупателей. К выбору решения самообслуживания ритейлер подошел основательно, тщательно проанализировав работу магазинов и желаемые результаты от запланированного внедрения с помощью специалистов ГК «Ритейл Сервис».
В любом супермаркете «у дома» нагрузка на персонал магазина эпизодична. Как правило, не все стандартные кассы задействованы в работе, так как кассиры заняты другими бизнес-процессами. В лучшем случае работают 1-2 кассы, из-за чего возникает проблема с очередями.
К тому же, покупательские корзины клиентов сети отличаются количеством товаров: кто-то наполняет тележку полностью, а кто-то быстренько забегает в магазин за набором из 3-4 предметов, которые вполне можно уместить в руках. Каждый раз на кассе получается ситуация, при которой покупатели, которые могли бы быстро оплатить мелкие покупки, вынуждены подолгу стоять в общей очереди вместе с теми, кому для покупок понадобится даже не один пакет.
Еще до пандемии в крупнейшей сибирской сети задумывались над тем, чтобы вывести мелкие покупки в сторону, разграничив поток покупателей по объемам приобретаемого товара.
С декабря 2019 года началась плотная работа по внедрению первых касс самообслуживания на торговых точках сети.
После внедрения первых пилотных версий в одном из магазинов был замечен прирост товарооборота
на 20%, что имеет существенное значение в рамках торговой сети. Это повлияло на скорость принятия решения по масштабированию проекта установки касс самообслуживания. На новом этапе был осуществлен запуск еще 5-ти пилотных решений в формате касс «SelfPoint 6001».
Кассы самообслуживания модели
«SelfPoint 6001» полноформатные, но при этом компактные и удобные в использовании. Главное преимущество терминалов, помимо их размеров, заключается в наличии весовой платформы двойного назначения: контроль веса покупательской корзины и взвешивание отдельно взятого товара. Такое решение обеспечивает дополнительную безопасность и предохраняет магазины от краж, а также повышает удобство использования со стороны покупателей, приобретающих товар на развес.
В ходе пилотного тестирования были реализованы программные и аппаратные доработки касс самообслуживания: ускорение процесса продажи при помощи сокращения шагов, адаптация весовой платформы под габаритные товары и даже такая деталь, как удобное расположение пакетов для клиентов сети.
Программное обеспечение на базе «Artix» –
«SelfPoint SCO» – позволяет учесть пожелания заказчика и интегрируется с любыми товароучетными системами и системами лояльности.
После успеха пилотных версий компания приняла решение о масштабировании внедрения касс самообслуживания на всю торговую сеть.
Логика при дальнейшем выборе магазина проста – люди не хотят стоять в очереди из-за тех, кто покупает много, из-за чего любая торговая сеть может потерять существенное количество клиентов только на очередях и нехватке персонала. Торопящиеся клиенты могут выбрать другую торговую сеть, а ритейлер потеряет и возможную прибыль, и лояльность.
Особое избегание очередей наблюдалось на пике распространения ковида, когда люди со всех сторон хотели оградить себя от мест скопления, замкнутых пространств и по максимуму снизить риски заболеваемости. Подобные меры активно поддерживали и ритейлеры. Именно в период пандемии кассы самообслуживания стали еще более популярными, в том числе в качестве мер дополнительной безопасности. Отсутствие контактов с другими покупателями и персоналом сети сразу выгодно отличило кассы самообслуживания на фоне стандартных методов обслуживания и оплаты покупок.
особенности торговой сети
Торговая сеть приняла решение не продавать алкоголь и табачные изделия на кассах самообслуживания. Для подобных покупок необходимо подтверждать возраст, а табачная продукция должна храниться в закрытых боксах, к которым могу иметь доступ только кассиры. Ритейлер предусмотрительно решил продолжить самостоятельный контроль продажи этих товаров, благодаря чему учел и снизил любые риски как для себя, так и для покупателей.
На сегодняшний момент кассы работают полностью автономно, по максимуму обходясь без вмешательств со стороны консультантов. Терминалы могут самостоятельно определить завершение покупки и уход покупателя и перейти к режиму новой продажи, полностью обнуляя пробитые ранее позиции.
Серьезное внимание было уделено технологиям, контролирующим безопасность кассовой зоны и предотвращающим попытки мошенничества, например, съемка и отражение покупателя в отдельном окне.
Во-первых, покупатель видит, что его снимают, а это воздействует на сознательность и отбивает возможное желание совершать любые мошеннические действия. Во-вторых, при съемке происходит интеграция с системой Антифрод – это новейшая система защиты, которая фиксирует подозрительные действия покупателя через 3D камеру и автоматически вносит нарушителя в специальную базу данных. При новом визите касса идентифицирует подозрительного клиента по ряду признаков и оповестит консультантов магазина до закрытия чека о необходимости сверки отсканированного товара и итоговой суммы.
Такая система безопасности была протестирована в 5-ти магазинах сети.
За 3 месяца работы при совершении покупок на кассах самообслуживания нарушения сократились в 2 раза.
Интуитивно понятый интерфейс, логичное меню, простота наименований и индивидуальные доработки, связанные с особенностями торговой сети, сделали свое дело и помогли привлечь новых пользователей к кассам самообслуживания. Пошаговые действия в процессе совершении покупки облегчили клиентам адаптацию к использованию новых терминалов. Удобство и комфорт – наилучшие эмоции и действенная реклама для клиентов сети.
Визуально лаконичный и вписывающийся в обстановку магазинов дизайн решил вопрос с привлечением внимания к новым терминалам и смог выгодно выделить зону самообслуживания в торговом зале, сделав ее особенной и яркой. При этом, если раньше кассы самообслуживания имели статичное изображение, которое менялось только при взаимодействии и работе, то теперь в режиме простоя на экранах могут крутиться видеоролики – а это, во-первых, выгодная площадка для размещения рекламы магазина и его партнеров, а во-вторых, дополнительное привлечение внимания. На анимированное движение среагирует каждый, а вторым импульсом будет желание подойти, рассмотреть поближе и попробовать функционал.